gn00m (gn00m) wrote,
gn00m
gn00m

Category:

Бэйчимо - призрак Арктики

Моряки любят легенды. О причинах этой нежной любви можно спорить. Толи море настраивает, толи компания и образ жизни способствуют - в сущности не так уж важно. Любой, кого жизнь забрасывала на флот наверняка может рассказать множество подобных историй, баек, легенд и мифов. Причём сидя за столом в компании или, что более характерно, в кают-компании с морскими волками эти вещи воспринимаются живо, вовсе не сказочно и как-то по-особому. Кто-то, наверное, ощутит себя мальчишкой и на короткое время вернётся в те годы, когда мечты о морской службе ещё не убиты, а герои книг оживают и со страниц отправляются в свой путь корабли. Особое место в морском эпосе занимают корабли-призраки. Эти зловещие истории, окутанные тайной, вроде Летучего Голландца, и по сей день ходят по тавернам и палубам, морям и океанам. Тайна - это всегда заманчиво. Так уж устроен человек - нас манит непознанное. В историях о кораблях-призраках огромное наслоение мифов. Есть, однако, среди всех этих историй самая, что ни на есть подлинная из относительно недавнего прошлого. Речь пойдёт о пароходе «Бэйчимо».

baychimo

Пароход сошёл со стапелей Шведской верфи в городе Гётеборге и построен был по заказу одной гамбургской фирмы в 1914 году. При постройке он носил имя Ångermanelfven. Ходить пришлось по Балтийскому морю между гамбургским портом и Швецией, где его и застала Первая мировая война. Войну пароход пережил без приключений: избежал попадания торпеды и не напоролся на мину. Приключения его начались уже после войны. Согласно условий Версальского мира Германия должна была передать весь свой флот странам Антанты. Пароход попал в руки англичан и был выставлен на аукцион, где и был выкуплен Компанией Гудзонова залива. Именно тогда он и сменил название на «Бэйчимо». Надо, однако, отметить, что портом приписки у «Бэйчимо» остался шотландский город Ардроссан.

Работа кораблю досталась вполне типовая для того времени и региона - перевозка меха. «Бэйчимо», переоборудованный для плавания во льдах ходил по Арктике, заходил в охотничье селения, грузился пушниной и доставлял её в порт Ванкувер, откуда дорогостоящий груз поступал на экспорт. В своё бесконечное плавание пароход «Бэйчимо» под командованием капитана Корнвила с командой из 36 человек отправился 6 июня 1931 года. Пароход успешно прошёл Берингов пролив, но возле мыса Барроу наткнулся на непроходимое поле льда, тянувшееся почти до самого берега. Без малого месяц на пределе возможностей, как машины, так и людей пароход по нескольку миль в день прбирался через льды, чтобы в заливе Амудсена снова угодить в ледяную довушку. С огромным трудом «Бэйчимо» прорвался к охотничьему поселку в заливе Коронейшен, где, заполнив трюмы грузом, не выжидая ни дня отчалил обратно - в иллюминаторы уже стучалась безжалостная арктическая зима. Опасности поджидали судно на каждом шагу, но опытный капитан не раз спасал положение и выводил корабль на чистую воду. Беда поджидала у всё того же злосчастного мыса Барроу. И здесь все мастерство капитана оказалось бессильно перед стихией: примерно в полумиле от берега корабль попал в ледяной плен, из которого выбраться уже не смог. 1 октября 1931 сжимаемый льдами «Бэйчимо» подал сигнал бедствия. Экипаж был вынужден оставить судно и пешком двигаться к берегу, где находилось селение эскимосов. Надо отметить, что Компания Гудзонова залива не бросила своих людей в беде и вскоре к мысу прибыли два гидроплана, которые забрали 20 моряков. Остальным во главе с капитаном было велено оставаться и ждать весны, когда льды ослабнут и выпустят «Бэйчимо» из плена. Однако очень скоро начался буран, капитан со своими людьми укрылся в иглу, а когда стихия утихомирилась - пароход исчез. Кронвил счёл, что судно таки раздавило льдами и готов было уже махнуть рукой на затонувший пароход, но вскоре выяснилось, что охотники видели дрейфующий «Бэйчимо» в 50 километрах от места стоянки. Невероятно, но буран освободил его из ледяных тисков и отправил в свободное плавание. Моряки бросились в погоню на собачьих упряжка и вскоре настигли беглеца, но радость их была недолгой. «Бэйчимо» снова вмёрз в лёд, шпангоуты были погнуты, а паровая машина встала навечно. Кронвилу ничего не оставалось, как выгрузить ценный груз и на гидропланах убраться, оставив судно на верную гибель.

Здесь можно было бы поставить точку. По всем законам морской подлости его очень скоро должны были раздавить льды и отправить навечно на дно. Однако «Бэйчимо», брошенный людьми продолжил своё плавание. Весной 1932 года эскимосы заметили его дрейфующим вместе со льдами возле всё того же заколдованного мыса. Надо сказать, что тогда их «фантазиям» никто не поверил. Ещё через год пароход попался на глаза путешествующему на собачьих упряжках исследователю Арктики Лесли Марвину, который его сфотографировал. В марте 1933 года группа охотников наткнулась на «Бэйчимо», в очередной раз вмерзший в лед в районе залива Амундсена. Следует отметить, что эта встреча произошла как нельзя кстати, так как начался буран и в течение долгих 10 дней пароход служил укрытием для эскимомов. Эти сообщения игнорировать было уже невозможно, и Компания Гудзонова залива объявила награду за «поимку» призрака. В августе 1933 года «Бэйчимо» видели неподалеку от канадского поселка старателей. Не разыграйся шторм, возможно, жаждущие награды жители заарканили бы беглеца. Но, увы, когда шторм стих неуловимый пароход снова скрылся. В июле 1934 года «Бэйчимо» едва не протаранил шхуну шотландской исследовательницы Изабеллы Хатчинсон. К сожалению, у учёных не было ни сил, ни времени, ни людей чтобы справиться с пароходом-призраком. И снова тот был брошен на произвол стихии. В 1939 году у берегов Аляски капитану небольшого китобойного судна Хью Полсоному удалось взять «Бэйчимо» на абордаж. Долгое часы механик пытался вернуть к жизни паровую машину, но начался шторм, и непокорный пароход снова вырвался на волю. Ещё много раз в окрестностях заколдованного мыса видели пароход-призрак. Последние подтверждённые сведения относятся к 1969 году: эскимосы сфотографировали вмёрзший во льды «Бэйчимо». Все последующие рассказы - не более, чем слухи.
В 2006 году власти Аляски объвили награду в 100000 долларов за поимку корабля-призрака, однако эта сумма до сих пор остаётся невостребованной. Затонул ли «Бэйчимо» или по сей день дрейфует во льдах доподлинно неизвестно.
Tags: корабли-призраки, навеяло
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments